Народ сидел и размышлял, сколько соли и спичек ещё закупить, но всё быстро закончилось: Россия, собрав рекордный урожай, вышла на первое место в мире по экспорту зерна, а главной статьёй дохода бюджета страны впервые стала продажа сельхозпродукции.
Фото: vc.com
Можно ржать над импортозамещением, но в сельском хозяйстве оно получилось. Пусть и с огрехами, но результаты радуют.
Вопрос только в том, насколько радужны перспективы? Не получится ли так, что рост производства схлопнется, едва начавшись?
Понятно, что любой успех заложен заранее. Государственная программа поддержки сельского хозяйства 2009-2012 годов позволила нашим фермерам выстрелить рекордными урожаями. Но Скрынник, которая и продвигала эту программу, уже не министр, а последние пару лет сельским хозяйством не интересовались.
Международный независимый институт аграрной политики провёл исследование, что ждёт наше сельское хозяйство в будущем.
Очевидно, что Россия далеко не в полной мере воспользовалась шансами, которые дали санкции. Кредитование сельского хозяйство сокращено до минимума, а без денег -- хрен, что вырастишь.
Кроме того, доходы населения тоже в жопе. Люди сокращают расходы, меньше тратят, в том числе, на еду. Меньше покупают -- ниже цены, а себестоимость, тем временем, выше, раз объёмы падают. Крестьяне опять оказываются без денег, что на следующий год обязательно приведёт к сокращению производства.
Что делать с такими грустными перспективами нашей сельскохозяйственной отрасли?
Конечно, минсельхоз должен прекратить скакать от радости, а заняться делом. Стимулировать спрос, искать инвесторов в отрасль, а главное, снизить количество административных барьеров.
Крестьянам нужно помогать, потому что это те люди, без которых мы все просто сдохнем с голода. Без менеджера Евросети проживём, как и без чиновника, офисного хомяка и брокеров, а вот без еды загнёмся.
Радоваться успешному импортозамещению, как видно, пока рановато. Как бы оно, действительно, не обернулось голодом.
К чему это я? Ах, да: а вы верите, в импортозамещение в сельском хозяйстве?