Не хотелось совсем. Опять, думала, наберут «говорящих сисек» вместо актрис, снимут с пафосом, испортят первоисточник, и все забудут фильм через неделю. Стоит ли тратить на это время?
Как оказалось, стоит. И вот, почему.
Моё поколение застало ещё советскую пропаганду. «В бой идут одни старики» показывали стабильно раз в полгода. Вместе, конечно, с другими фильмами о войне, включая экранизацию повести Васильева.
Я прошу понять меня правильно: фильмы те были хорошие. Но далёкие. Далёкие уже от моего поколения, от современной нам жизни. Смотришь и думаешь: ну, да -- война. Кровь, ужас и страх. Но воспринимаешь происходящее на экране, как далёкое прошлое, которое не имеет к тебе лично ни малейшего отношения. С ними это было, с той страной, но не с нами.
Книга Бориса Васильева -- не военная сказочка, а очень реалистичная история про настоящих девчонок, а не бесстрашных женщин-воинов. Про жестокую и совсем не романтичную войну, про тяжёлый крест командира, по приказу которого молодые девочки, которые шутили и кокетничали, теперь лежат мертвые. Но тогда, в детстве, всё это я просмотрела. Советская пропаганда учила нас, что воевал народ, а не люди, все с радостью умирали за победу, решения командования были единственно верными. Просмотрела тогда и увидела сейчас.
Уже в зале на «Зорях» я поняла, в чём проблема старого фильма. Жалко девчонок, но они -- не мы и даже не поколение матерей. Не тех людей, которых мы знаем лично, других, другого вообще поколения. Их не воспринимаешь своими, собой, подругами и знакомыми. И значит, их боль -- чужая.
Новая экранизация о нас. Нет, не о гламурных кисах, которых, я думала, наберут на роли, а о нас -- наших подругах, девчонках, которых мы знаем. О том, что могло случиться бы с нами, начнись война прямо сейчас.
И эта экранизация оказалась близка мне. Назвать её ремейком не поворачивается язык. Это самостоятельный фильм, снятый по отличной военной повести. И фильм этот не о героической войне, в которой мы победили, он, скорее, антивоенный, потому что когда погибают девушки -- и не абстрактные, а наши! -- на это, конечно, смотреть больно и страшно.
Про войну можно снимать по-разному. Можно показать красивую голливудскую ура-патриотическую картинку, где с одной винтовкой легко побеждается враг. Достаточно вспомнить неубиваемого комдива Котова в героическом эпике Михалкова или перегруженный спецэффектами Сталинград Бондарчука, где зрелищные батальные сцены заслонили настоящую трагедию войны.
А можно, как Давлетьяров, показать весь ужас того, что случилось, всю бесчеловечность произошедшего, всё то, что противно нашей природе, рассказав простую историю о бое между пятью девочками и шестнадцатью профессиональными солдатами Вермахта.
Всё-таки новые фильмы о войне нужны. И не потому, что плохи старые. Их нужно снимать потому, что истории с нашими современниками воспринимаются иначе -- они ближе, оттого и понятнее. Трагедию той войны, ту боль можно понять только пропустив через себя.
Для этого нужно, чтобы роли исполняли современницы, а снималось это с привычным нам качеством картинки. Чтобы говорили они нашим языком, понятным нам, а не со станиславскими паузами классического театра.
Сходите с детьми, семьёй. Им тоже нужно смотреть и знать, чтобы переписыватели истории не смогли задурманить им голову. Нужно помнить, чтобы того ужаса больше не повторилось.