Пары -- самые разные: юные и возрастные, продвинутые и недалёкие, богатые и бедные, российские и иностранные. Скажу больше: подавляющее большинство мужчин, пытавшихся за мной ухаживать, были отправлены в отставку исключительно из-за поползновений меня контролировать.
Задумалась: что движет человеком, который пытается ограничить свободу другого в отношениях? Что общего у всех этих людей?
Ответ оказался банален: комплекс неполноценности. Но не какой-то глобальный, то есть относительно всего человечества, а комплекс относительно конкретного партнёра. Нет этого партнёра -- нет и комплекса.
Возьмём мужчину, который чувствует себя в жизни уверенно: живёт в красивом доме, ездит на дорогих машинах, управляет большим количеством людей и является лакомым куском для множества баб. При этом он давно живёт в мире, где умные женщины идут налево, красивые -- направо, обеспеченные -- прямо, верные -- вверх, бескорыстные -- параллельно, сексуальные -- перпендикулярно, а с чувством юмора -- те, вообще, куда-то бок.
Что произойдёт с мужчиной, если ему попадётся женщина, в которой присутствуют все нужные ему качества разом? С большой долей вероятности, он почувствует себя рядом с ней не так уверенно, как с другими. Он будет бояться её потерять и, как следствие, попытается взять ситуацию, то бишь эту конкретную женщину, под свой контроль.
И, вроде бы, раньше ни в чём подобном мужчина не был замечен: бабы сами его завоёвывали, а потом сами же его и контролировали, чувствуя собственную в сравнении с ним несостоятельность. Мужчину это раздражало, бесило, он рано или поздно глупых баб сливал и никогда не понимал такого их поведения, пока сам не оказался на их месте.
Когда мужчина встречает женщину, которую пусть и на подсознательном уровне, но считает круче себя, то его самооценка относительно всего остального мира может остаться по-прежнему высокой, но вот самооценка относительно этой отдельно взятой женщины рискует уйти в минус.
Знаете, что объединяет всех без исключения контролирующих партнёров? Они чувствуют себя в чём-то ущербными по сравнению с теми, кого пытаются контролировать.
Стоит бабе растолстеть, как она начинает напрягаться, когда мужу приходит смс. Стоит же получить приличное повышение на службе и похудеть, как уже муж, начинает ей названивать и «атыгдекать».
Часто в роли контролёров выступают партнёры, которые значительно старше своих «половин». Ещё чаще контролируют те, чей доход намного меньше дохода партнёра.
В молодой семье практически всегда неуверенно чувствуют себя тот, чьи родители менее обеспечены, чем родители партнёра. Женился богатый мальчик на бедной девочке, вселились молодожёны на всё готовое в купленную его родителями квартиру, ей бы дуре жить да радоваться, а она обиженно дует губы, ощущая себя бесприданницей, которую не прописывают. Портит жизнь и себе, и мужу. Пытается загнать его под каблук, расковырять в нём комплекс неполноценности, чтобы почувствовать себя с ним на равных.
Заметьте: не избавиться от собственного комплекса неполноценности, не подняться до материального уровня мужа, не сделать карьеру и самой купить квартиру, в которой себя же и прописать всем на удивленье, а опустить самооценку мужа, вогнать его в минус, издёргать контролем, отвадить от него всех, с кем ему комфортно и хорошо.
Другой распространённый пример домашнего цербера -- недавно родившая женщина. Все мои подруги, например, слетали с катушек после родов. Их можно понять. В зеркале женщина видит отражение, которое её пугает. Никогда прежде она не чувствовала себя такой некрасивой и несвободной.
Она сидит дома, ежедневно имеет дело с испражнениями и принимает душ не как раньше -- утром и вечером, а когда ребёнок даст ей такую возможность. Моется по-солдатски быстро, часто -- с открытой дверью, чтобы услышать шевеление малыша в кроватке. Наличие няни снимает целый ряд проблем, но, увы, далеко не все: материнский инстинкт не даёт женщине надолго отлучиться от маленького ребёнка. Она всё равно чувствует себя прикованной к малышу и, вырвавшись к той же маникюрше, постоянно названивает няне с вопросом: «Ну, как там у вас?»
Муж, тем временем, живёт прежней жизнью, свободно вращаясь во внешнем мире. Радостью месяца недавно родившей женщины становится нормализация стула малыша, а муж летит в командировку за океан или заключает контракт года.
Женщина чувствует, что её лучшие годы -- позади, что жизнь проходит мимо, в то время как у мужчины всё самое интересное только начинается. Женщина волей-неволей начинает завидовать собственному мужу и пытается взять его «самое интересное» под контроль. Часто, даже не осознавая этого. Молодая мама инстинктивно делает всё, чтобы оставить кормильца её дитёныша в семье. И это -- правильно, но только при правильно выбранных методах.
Вместо того, чтобы постепенно, по-тихому привести себя в порядок, оптимизировать свой быт, выйти из постродовой депрессии и погрузиться в мир ребёнка, женщина культивирует в муже комплекс вины. Она может делать это, устраивая истерики, а может и безмолвно. Совестливому мужу достаточно её потухшего взгляда, измотанного вида и грустного голоса в телефоне, чтобы лишиться радости от самой интересной командировки или долгожданно контракта.
Женщина начинает чаще звонить, больше подозревать и, в конце концов, рубит сук, на котором сидит уже не одна, а с малышом.
Не превращайтесь в контролёров для своих партнёров, не крадите у них радость жизни своими, как вам кажется, объективными претензиями.
Объективных претензий не бывает. Бывают свиньи, которые не могут не обременять ими своих близких. Претензии в отношениях -- всегда следствие комплексов тех, кто их предъявляет.
Хотите перестать комплексовать рядом с партнёром? Либо уходите от того, кто вам не по зубам, либо растите до его уровня, но только не тяните близкого человека в болото вашей собственной неполноценности. Быть домашним цербером -- отвратительно и унизительно, прежде всего, для самого цербера.