- Да и как может быть иначе, коль скоро сами мы подаем верующим недостойный пример. Дьявол пользуется нашими распрями, дабы повсеместно сеять плевелы. Трудно управлять столь обширной епархией, будущему папе следовало бы разбить ее на пять епископств и каждое вести твердой рукой.
- Что и повлечет за собой образование нескольких новых бенефиций, с которых, само собой разумеется, французская корона будет получать аннаты, - отозвался Филипп. - А это, по-вашему, не вызовет возражений?
- Ничуть.
Таким образом, пока Филипп и Дюэз строили планы на будущее - один в качестве регента, другой в качестве кандидата на папский престол, - обоих в равной мере и в первую очередь интересовали финансы.
- Обложения, ваше высочество, только обложения! - внушал Дюэз молодому регенту. - Обложите штрафом тех, кто сотворил зло, и чем они богаче, тем сильнее наносите им удар. Если у нарушителя законов сто ливров, отберите у него двадцать. Но ежели владеет он тысячью, возьмите у него пятьсот, ежели есть у него сто тысяч - лишите почти всего достояния. Предложение мое содержит три преимущества: первое - поступления в казну возрастут, второе - лишившись благ, человек, преступивший закон, не сможет более совершать злоупотреблений, и, наконец, третье - бедняки, а их большинство, будут на вашей стороне и поверят в вашу справедливость.
Филипп Пуатье улыбнулся.
- То, за что вы так ратуете, монсеньор, вполне разумно и соответствует королевскому правосудию, которое вершит дела светские, - ответил он. - Но я не вижу, как таким путем можно пополнить финансы святой церкви...
- Обложения, обложения, ваше высочество, - повторил Дюэз. - Наложим налог на грешников; сей источник неиссякаем. Человек по натуре своей греховен, но он склонен расплачиваться скорее сердечным раскаянием, нежели кошельком. И он живее восчувствует раскаяние за содеянный проступок, если искупление грехов обойдется ему в кругленькую сумму, и еще подумает, прежде чем согрешить вторично. Тот, кто жаждет, чтобы ему отпустили грехи, пусть платит за их отпущение.
"Что это, шутка?" - подумал Пуатье, который после многочасовых бесед с Дюэзом обнаружил в кардинале курии немалую склонность к парадоксам и даже плутовству.
- А на какие же грехи вы, монсеньор, собираетесь ввести таксу? - спросил он, для вида соглашаясь поддерживать игру.
- Первым делом на те, что совершаются духовными лицами. Постараемся для начала усовершенствовать самих себя, прежде чем браться за усовершенствование ближнего своего. Наша матерь, святая католическая церковь, слишком терпима к различным недостаткам и уродствам. По моему мнению, на духовные должности нельзя назначать калек и убогих. А я ведь сам видел некоего священника, по имени Пьер, который состоит при особе кардинала Каэтани и у которого, представьте себе, на левой руке два больших пальца.
"Легкий, но коварный выпад в адрес нашего старого недруга", - подумалПуатье.
- Я провел обследование, - продолжал Дюэз. - И выяснилось, что среди духовенства несчетное количество хромых, безруких, евнухов, которые скрывают под сутаной свое увечье, и однако живут они на церковные бенефиции. Изгоним ли мы их из лона святой церкви, обречем ли их на нищету, сами ли толкнем в объятия тулузских еретиков или каких-нибудь иных духовных братств - все равно их недостатки непоправимы. Лучше уж разрешим искупить им свои грехи; а тот, кто сказал искупить, говорит купить.
Старый прелат произнес всю эту тираду самым серьезным тоном. Речь шла о введении Святой Епитимьи; продавая буллы с отпущением любых грехов, можно будет в короткий срок пополнить папскую казну. Увечные священники тоже смогут получить отпущение грехов, внеся столько-то ливров за отсутствующий палец, вдвойне за отсутствующий глаз и такую же сумму за отсутствующие гениталии. Тот, кто кастрирует себя сам, платит вдвойне. От убожеств телесных Дюэз перешел к убожествам души. Незаконнорожденные, скрывшие свое происхождение при вступления в орден, священники, принявшие сан, состоя в браке, вступившие в брак после посвящения или сожительствующие с женщиной вне брака, двоеженцы, а равно кровосмесители и содомиты - для всех предусматривалась плата соответственно совершенному ими" греху. Но особенно высокая плата предусматривалась за отпущение грехов монахиням, распутствующим в стенах или вне стен монастырей с несколькими мужчинами.
- Если введение этой системы, - заявил Дюэз, - в первый же год не даст нам двести тысяч ливров, то пусть меня... Он чуть было не сказал "пусть меня сожгут", но вовремя спохватился.
А Филипп тем временем думал: "Если его изберут, то мне, слава богу, не придется ломать себе голову над финансовыми делами святого престола".
(с) Морис Дрюон
К чему это я? Ах, да -- всем разбан! Последний раз, а дальше, разбанивайте себя сами!